1 501

История Богоявленского храма

1

Богоявленская церковь была построена в 1781 г. по ходатайству жителей Свистушенской слободы на высоком берегу при впадении реки Жабни в Волгу.

Для строительства церкви Богоявления с приделом пророка Ильи калязинским городничим премьер-майором Кучиным в 1779 г. были выделены участки № 1-6 и 12 в 43-м квартале города.

 

Бывшие прихожане Христорождественской церкви ( на I части города ), свистушенские жители направили преосвященному Арсению, епископу Тверскому и Кашинскому, прошение «со изъяснением, что означенная церковь состоит при Колязине монастыре, а они просители жительствуют на другой стороне реки Волги, чрез которую за разлитием как в осенние так и вешние времена воды к тому ж и за случающимися бурями происходит им во всяких приключающихся до оной церкви необходимых требах великая остановка; и так по долгу христианскому положили они обещание построить в той их Свистушенской слободе в назначенном по плану сорок третьем квартале каменную церковь во имя Богоявления Господня с приделом святого пророка Илии…». Епископ обратился донесением в Святейший Синод и 18 июля 1779 г. по Указу Ее Императорского Величества разрешение на строительство церкви было получено.

В приходе новой церкви состояло тогда 80 крестьянских дворов. Позднее в церкви устроили третий придел, посвященный Усекновению главы святого Иоанна Предтечи. Наибольшим почитанием пользовался придел святого пророка Илии так, что и вся церковь обыкновенно называлась Ильинской.

К концу ХIХ в. церковь украсилась новым четырехярусным иконостасом замечательной работы. Церковная звонница состояла из шести колоколов, главный из которых весом 152 пуда отлит в 1843 г. в Ярославле на заводе купца 1-й гильдии мануфактур-советника и почетного гражданина И.П.Оловянишникова мастером Семеном Горошковым.

К 1915 г. Богоявленская церковь обслуживала, кроме 3-й части самого Калязина, еще шесть окрестных деревень и число ее прихожан достигало 1650 человек. К церкви были приписаны одно городское и одно земское училища.

Свыше 30 лет прослужил в Богоявленской церкви священник Алексей Михайлович Каниловский, пожалованный за отлично-усердную службу скуфьей, камилавкой и наперстным крестом. Член благочиннического совета отец Алексей неоднократно направлялся депутатом на съезд духовенства Кашинского училищного округа и дважды председательствовал на этих съездах. С 1872 г. он трижды избирался гласным городской думы от духовенства.

После смерти Каниловского, последовавшей в январе 1886 г., место священника занял его зять, Алексей Петрович Ушаков, служивший до того священником села Бобово Кашинского уезда. За время своей более чем 20-летней священнической деятельности Ушаков был награжден скуфьей, камилавкой, имел благодарность от Попечительства о бедных духовного звания. Кроме службы при церкви, он состоял законоучителем Ильинского приходского мужского и Ильинского начального женского училищ, заведовал санитарным участком, был членом комитета по сбору пожертвований на нужды пострадавших от неурожая, смотрителем калязинской свечной лавки, кандидатом в гласные городской думы.

После него в течение трех лет сменилось три священника и лишь в 1912 г. настоятелем был назначен Владимир Александрович Петропавловский, бывший до того священником села Сандуново Корчевского уезда, а с 1894 г. – священником села Красное и законоучителем Красносельской церковно-приходской школы Плещеевской волости. После окончания Тверской духовной семинарии, отец Владимир священнослужительствовал более 20 лет, заведовал санитарным участком, состоял в должности сотрудника при духовном следователе 2-го участка Калязинского уезда, был награжден скуфьей. В Калязине он состоял членом отделения епархиального училищного совета и попечителем Богадельни А.И.Заботиной в 3-й части города.

Более 30 лет служил при Богоявленской церкви дьякон Николай Иванович Завьялов. После окончания в 1885 г. Кашинского духовного училища, он был определен псаломщиком Богоявленской церкви, а в 1896 г. рукоположен в дьяконы. В семье Завьялова было 15 детей. В сентябре 1918 г. дьякон был арестован и расстрелян за участие в майском контрреволюционном выступлении.

Из других церковнослужителей известны:

– Благовещенский Иоанн, дьякон в звании псаломщика (уп. 1873), утвеждён в звании дьякона 25 апреля 1885 г. и служил по 22 декабря 1888 г.

– Богоявленский Иоанн, дьякон (уп. 1880).

– Завьялов Фёдор Иванович, псаломщик с 3 сентября 1896 по 29 сентября 1899 г.

– Комаров Василий, псаломщик с 15 февраля 1906 по 29 ноября 1908 г.

– Кравец Эраст, псаломщик с 16 декабря 1908 по 30 ноября 1909 г.

– Левашев Фёдор, дьячок (уп. 1873). Умер 23 мая 1880 г.

– Миловидов Матвей, псаломщик с 30 ноября 1909 по 1914 г.

– Морошкин Александр, псаломщик с 21 августа 1902 по 7 сентября 1904 г.

– Сабинин Владимир Иванович, псаломщик с 5 октября 1899 по 13 октября 1902 г.

– Соколов Ксенофонт, дьякон (уп. 1891), служил по 8 августа 1896 г.

– Троицкий Василий Яковлевич, дьячок, служил примерно с 1815 и умер в 1830-х годах.

– Шавров Константин Васильевич, пономарь (уп. 1851).

– Шишков Сергей, псаломщик с 12 августа 1914 г.

Постоянными благотворителями и попечителями церкви были купеческие семейства Коровкиных и Охлобыстиных. Староста Богоявленского храма городской голова Иван Алексеевич Коровкин за пожертвования на церковные нужды был награжден в 1900 г. золотой шейной медалью «за усердие» на Аннинской ленте. Отец его и близкие сородичи были похоронены на Введенском кладбище.

Купец Иван Егорович Охлобыстин также отличался заботами об украшении церкви, за что в 1868 г. был пожалован серебряной шейной медалью «за усердие» на Станиславской ленте. Его сын Дмитрий за пожертвования в пользу церкви в 1900 г. был удостоен золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте. Другой его сын, Николай Иванович, кроме попечения о нуждах церкви, завещал крупную сумму денег на строительство дома для Ильинских училищ. В ознаменование заслуг перед церковью во Введенском храме ему была установлена памятная плита с надписью «строителю храма Введения».

Первое время прихожане хоронились при церкви. В 1883 г. вблизи была сооружена новая каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы,  с кладбищем при ней.

На Введенском кладбище были похоронены:

– Голосов Леонид Николаевич (умер 11 августа 1915 г. в возрасте 50 лет от грудной жабы), запасной старший писарь унтер-офицерского звания; гласный городской думы; товарищ директора Общественного банка им. А.М.Полежаева; крупный домовладелец и содержатель известкового завода;

– Каменецкий Петр Евстафьевич (умер около 1882), отставной капитан. Похоронен рядом с женой Юлией Иосифовной (умерла 24 апреля 1918 г. в возрасте 70 лет);

– Каниловский Алексей Михайлович (умер 23 января 1886), священник Богоявленской церкви;

– Коровкин Алексей Акимович (3 февраля 1829 – 4 сентября 1886), купец; гласный городской думы, уездного и губернского земских собраний. Похоронен в церковной ограде, справа от ворот. Над могилой установлен памятник из белого мрамора и металлическая резная сень;

– Коровкин Флегонт Петрович (1842 – 25 октября 1908), мещанский староста;

– Коровкина, урожденная Охлобыстина, Екатерина Дмитриевна (умерла 20 мая 1918 г. в возрасте 72 лет), купеческая вдова; член комитета по управлению Богадельней им. Н.П.Полежаева; почетный член благотворительного общества «Доброхотной копейки»; попечительница Сиротского дома;

– Охлобыстин Иван Егорович (умер 14 июля 1878 г. на 77 году жизни), купец 2 гильдии. Похоронен в ограде Введенской церкви, слева от ворот. Над могилой установлен памятник из черного мрамора;

– Охлобыстин Николай Иванович (5 ноября 1823 – 14 октября 1882), купец; гласный городской думы; «строитель храма Введения». Похоронен во Введенской церкви;

– Плюхин Василий Николаевич (умер 29 июля 1914 г. в возрасте 56 лет), мещанин; гласный городской думы; действительный член Общества хоругвеносцев Николаевского собора; действительный член благотворительного общества «Доброхотной копейки»;

– Пухлимский Иван Васильевич (умер 3 декабря 1892 г. в возрасте 53 лет от чахотки), титулярный советник; калязинский нотариус;

– Тяжелов Николай Васильевич (1852 – до 1906), коллежский ассесор; секретарь калязинского уездного съезда;

– Щербин Николай Степанович (умер 24 декабря 1896 г. в возрасте 51 года), мещанин; гласный городской думы; крупный домовладелец.

В настоящее время Введенская кладбищенская церковь – выполняет функции городского приходского храма.

Выписка из страховой оценки Богоявленской церкви 10 сентября 1910 г.: 1) Богоявленская церковь каменная, снаружи и внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской. Длина церкви с колокольней – 20 сажен, наибольшая ширина – 7 сажен, высота до верха карниза – 3 1/3 сажен; 5 больших глав; больших окон – 21; дверей наружных – 1; железных – 3; внутренних – 3; иконостас длиной 14 аршин, высотой 15 аршин (оценён в 3000 руб.); иконостас в трапезной церкви длиной 26 аршин, высотой 6 аршин (оценён в 2000 руб.). Церковь отапливается духовой печью, устроенной внизу храма, голландских печей – 1. Колокольня в 4 яруса, общая высота до верха карниза – 11 сажен. Ближайший мещанский жилой дом с восточной стороны в 20 саженях. Церковь построена в 1780 г. Хорошая сохранность. Оценена с иконостасами и колокольней в 15000 рублей.

2) Введенская церковь – каменная, внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным  зелёной масляной краской. Длина церкви с колокольней – 11 сажен, наибольшая ширина – 4 сажени, высота 2 1/3 сажен (на полях таблицы надпись красными чернилами: повреждена пожаром 28 июня 1916 г. – А.К.).а церкви одна большая глава, больших окон 10, дверей наружных створчатых обитых железом – 1, внутренних – 2. Иконостас длиной 7 аршин, высотой – 7 аршин (оценён в 500 руб.). Церковь отапливается двумя изразцовыми печами. Колокольня в 2 яруса высотой 5 сажен. Ближайший мещанский дом с западной стороны в 17 саженях. Церковь построена в 1882 г. и хорошо сохранилась. Оценена с иконостасом и колокольней в 5000 рублей.

Оценку составляли:

– священник села Городищи Николай Троицкий

– священник Богоявленской церкви Константин Голиков

– дьякон Богоявленской церкви Николай Завьялов

– псаломщик Богоявленской церкви Матвей Миловидов

– за церковного старосту калязинский мещанин Леонид Голосов

– калязинский мещанин Сергей Покидышев.

По  пожарному акту от 1.07.1916 г. за пожар 28.06.1916 г. уплачено 477 руб. 70 коп.

                                                  Научный руководитель проекта «По пути времени…»: А.Г. Кубарев

Оставить ответ