1 173

Круглый стол в воскресной школе при Вознесенском соборе г.Калязина – «Неоязычество в современной России».

 

28.06.15. группа путников (М. Гусев, Е. Березин, Д. Горбачева, А. Большакова, Ан. Лукьянов, А. Морозов) и руководители С.В. Мокрова, О.Ю. Варова приняли участие в заседании круглого стола при Вознесенском соборе г. Калязина.

DSCN6302-1024x768

DSCN6292-1024x768

Открыл заседание круглого стола профессор МГУ Ярослав Викторович Леонтьев (г.Москва). В своем выступлении Ярослав Викторович привел статистику  пребывания язычников на территории Российской империи  XIX-XX вв. Он же дал определение таким понятиям, как язычество и неоязычество.

Язычество – термин, используемый богословами традиционных мировых религий и учеными, обозначающий многочисленные религиозные верования первобытных и древнейших народов – тотемизм, магия, анимизм, фетишизм и др., основанные на многобожии. Язычество в России – мировоззренческий комплекс представлений, который лежит в основе верований, ритуалов и обрядности дохристианских племен, населявших пространство нынешней России до принятия христианства.

Неоязычество – одно из современных направлений духовно-религиозных исканий, основанное на открытиях середины XIX начала XX вв, призывающее за возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом.DSCN6304-1024x768

Протоиерей Алексей Шевчук (г. Кимры) погрузил слушателей в исследование посвященное рождению нового, молодого направления – неоязычество. Его выступление было построено на анализе исторических источников от ранних грамот до документов XX века. Отец Алексей корректно и грамотно знакомил аудиторию с периодом утверждения христианства на Руси. В его выступлении не прозвучало ни упрека, ни осуждения той культуры, которая называется сегодня дохристианской (языческой).  Он рассказывал об особенностях географического положения и климате на нашей территории, о том, что здесь сформировался этнос, синтезированный на слиянии культур кочевых и оседлых племен и о том, что на территории Волго-Окского междуречья и произошло зарождении русской нации.  О ее культуре, традициях, политическом и экономическом развитии о. Алексей говорил грамотно и спокойно, ссылаясь на известных историков и их труды. Аудитория слушала оратора очень внимательно.DSCN6291-1024x768

Отец Алексей говорил, о том, что языческая культура уже к VIII веку приближалась к своему закату. Время двигается вперед и общественная жизнь того периода столкнулась с глобальной проблемой укрепления нации на определенной территории. С чем не могла справиться прежняя культура. К нации приходило сознание необходимости объединения родов и введение единого правления (зачатки государственного строя). Приводя примеры (из дошедших до нас источников, трудов ведущих мировых археологов) общественной жизни того времени отец Алексей говорил, что христианство  родилось у нас «не сейчас и сразу», а прошло свой путь длиной не мене трех столетий, утверждаясь «не мечем, и огнем», а терпением, добром и любовью. И тот этнос, который сформировался на нашей территории к 7-8 векам, был готов принять христианство. Древняя Русь приняла христианство потому, что славянское язычество как бы подготовило почву для этого. Поклонение природе, языческие верования, что природа живая, имеет душу – все это не так далеко от истинного положения. Мы сейчас знаем, что растения, например, слушают музыку, лучше растут благодаря ей. Образно говоря, язычество было экологией природы, а христианство – экологией духа.

Протоиерей Виталий Казаченко (г.Кашин) рассказал о том, что в древнее время в большинстве своем не было веры, людям надо было с природой уживаться. Не было единого Бога, а было много культов божеств.

DSCN6321-1024x768

Ни русская церковь, ни русская история никогда не осуждали славянство. Сегодня возврат к язычеству невозможен. Возвращение к язычеству – это все равно, что возвращение в каменный век – там так хорошо жилось: если убивали друг друга, то убивали камнем и вообще люди были близки к природе. Во времена, когда те же славяне еще не знали Бога, язычество было поиском Божественной истины. Так относился к нему св. Иоанн Богослов. Он не отвергал язычников, современников – язычников он считал слепыми.

Вспомнить культуру – это хорошо. Но вопрос в том, как это сделать?! Интернет – это не источник знания. Людей, даже в церковных кругах, распирает гордыня. Читая что-либо нельзя верить на слово, очень важно, чтобы в текстах были ссылки на источники, иначе нет доказательств истинности. По ссылки можно проверить текст на подлинность. Необходимо проверять информацию по исторической давности, не надо идеализировать. Он говорил о том, что сейчас стёрто чувство реальности. В результате чего, настоящего славянства неоязычество не знает.

Ярослав Викторович Леонтьев подвёл итоги круглого стола. Он рассказал о Велесовой книге, которая активно печаталась в американской прессе и о которой сегодня активно говорят неоязычники.  Современная историческая наука сегодня легко умеет отделять зерна от плевел. То, что книга датируется концом XIX  века, у историков не вызывает даже сомнений.

Протоиерей Виталий завершил нашу встречу словами: «Жить надо осторожно, не всему нужно верить сразу. Здоровое недоверие должно быть всегда».

Оставить ответ