1 994

Экспедиция отряда «Путник» 26.08.16-28.08.16 по территории Чигиревского сельского поселения.

1

24.08 16 в Калязинском музее собрались Путники и руководители отряда на очередной семинар, посвященный сборам в экспедицию по территории Чигиревского сельского поселения.

IMG_1574

А 26.08.16 отряд уже отправился к месту стоянки. На этот раз мы остановились в живописном уголке нашего района, на самом берегу реки Волга в «Оленьем Бору».

2

Объектами исследования в этот раз стали деревни: Тарчево, Панкратово, Мицеево, Доскино, Носово, Копылово, Васюсино, Чигирево, Дорохино. Как и обычно работали четыре основные группы: археологов, социологов, географов, хозяйственников.

3

Группа археологов (руководитель А. Морозов) исследовали болота Язвицы. Место Язвицы представляет особый интерес у исследователей. Один из первых краеведов нашей земли Иван Степанович Белюстин (о. Иоанн),  священник Николаевского собора в Калязине (1842-1887 г.), в своем очерке о Калязине сделал интересную запись: «В верстах шести от Калязина есть местечко, называемое Язвицы. В настоящее время (т.е. середина XIX в.) это пустырь, окруженный болотом и кустарниками, заметны остатки небольшого кургана; кругом его земля, вырытая на значительную глубину. Следовательно, местечко ничем не примечательное само по себе, но замечательное по своему названию, по преданию и по тому суеверному страху, с которым соседние крестьяне боятся и приближаться к нему, особенно если дело к вечеру…».

4

Конечно, рассказ И.С. Белюстина известен широкому кругу интересующих историей нашего края людей, но мы, как настоящие краеведы, не могли оставить его без внимания: «В старые времена, очень старые, которые и прадеды не помнят, был монастырь на реке Жабне во имя святителя Николая. Богатый подвижниками и землями, он необыкновенно был богат утварью и серебром. Когда пронеслась молва, что татары идут по направлению к нему, разграбляя и сжигая монастыри, предавая злой смерти подвижников, монахи этого монастыря решились скрыть свои сокровища, но не в стенах и не вблизи, а выбрали место среди болот и зарыли их. Старца-монаха оставили стеречь зарытые сокровища, а все прочие возвратились в монастырь. Пришли татары, но напрасно допытывались они, куда монахи скрыли монастырское имущество, напрасно били и терзали их, они были безмолвны. Озлобленные враги окружили монастырь, зажгли его со всех сторон, и ни одному из подвижников не удалось спастись; все было превращено в пепел… Протекло много времени, оставшийся старец напрасно ждал известий из монастыря и, наконец, сам решил посетить его. Он нашел одни развалины да полуобгоревшие кости своих собратьев; собрал их и отнес в тот же подвал, где были сокровища.

5

Кончив это дело, он привалил камень к отверстию подвала, после усердной молитвы возлег на этот камень и почил, положив близ себя посох, но не умер. Доселе мирно почивал он тут, невидимый никем, пока искатели чужих имуществ не нарушали его покой. Случалось и не раз, охотники попытались порыться: роют кругом – ничего, но лишь приблизившись к самому месту, монах встает и грозит посохом, и счастье, кто, испугавшись его угрозы, немедленно бросали свое дело; более дерзких он наказывал страшно: их находили без чувств и памяти; некоторые совсем лишались языка, другие, после долгого беспамятства, потом рассказывали, что от одного взгляда монаха оказывались как бы прикованными к одному месту, а потом он бичевал их своим посохом. Так и оставили все попытки добраться до закрытых тут сокровищ”.

6

Основной задачей археологов в этой экспедиции было исследование и фотофиксация этого места.

6

Сокровищ мы конечно не нашли… Устали и даже немного расстроились…

7

Группа географов ( руководитель Н.А. Марышева) вместе с археологами обследовали болота Язвицы, нашли старую мощенную Дмитровскую дорогу.

8

А так же был исследован Дожиновский ручей, который впадает в Мицеевский залив. Нашли в болотах исток этого ручья.

9

Группа социологов (руководитель О.Ю. Варова)прошли деревни Васюсино, Доскино, Носово, Мицеево, опросили местных жителей и дачников, провели фотофиксацию деревень.

10

В деревне Васюсино местный житель Архаров А. рассказал о том, что имел  шесть братьев. А в местечке Язвицы находилось два  старых пруда.

1

Он показал нам старый дом,  в котором  проживает и рассказал о том, что дом ставили без фундамента, прямо на землю. А в деревне раньше была молочная ферма, конюшня и телятник.

2

Петухов Макарий Иванович,  родился в Васюсине в 1955 году. Учился сначала в  начальной Васюсинской школе. Вспоминает, что в деревне было две школы, одна находилась в начале деревне, другая посредине. В одной учились начальные классы. Преподавателями была супружеская пара  Хотчинские – Егор Михайлович и его жена Анна Егоровна.  Предки Егора Михайловича были священники из приселка Кукса. Свой дом Егор Михайлович  отдал колхозу,  а сам  жил в школе.  Во второй  школе учились старшие ученики. Учительница была сначала жена Егора Михайловича, а затем   Поспелова Антонина Ивановна, которая приходила со Свистухи.  После 4 класса, кто хотел, ходили в Зареченскую школу за 8 км. Учились во вторую смену, в  12 дня выходили из деревни и в школе были  в 14 часов. И из школы приходили около 8 часов вечера.  Макарий Иванович после окончания школы, учился в Москве в училище. Всю жизнь проработал в Люберцах. Недалеко от школы стояла церковь,  вокруг которой располагалась кладбище.  Церковь Введения Пресвятой Богородицы,  с приделом Иоанна Предтечи взорвали.  А иконы местные жители разобрали по домам, а в 60-е годы  на месте церкви поставили часовенку. В 2000-е годы  кладбище снесли, и поставили на этом месте  дом.   Территорию обнесли забором. Сегодня подойти к часовенке  нельзя. Другая церковь, которую взорвали перед войной,  во имя Преображения Господа,  находилась в устье реки Куксы. В Митино, Мицеево были клуб и магазин. Деревня  Мицеево  делилась  на части одна Бугры и другая  Мицеево.   Митинский ручей раньше назывался Куксой. Макарий Иванович вспомнил название лесов: Кукса,  Батовка, ( место, где стояли войска хана Батыя.)   Есть Местечко  Кружок, где, как говорят местные, водит. Отец Макария Ивановича,  Иван Михайлович  пережил  блокаду. Он рассказывал, что во время блокады по улицам ходили толпы крыс. Крысы шли  углом, впереди шел вожак. Если человек подал,  то съедали полностью практически за минуту.

3

В этой же деревне мы познакомились с Коржевской Юлией Борисовной, дочерью известного русского художника Бориса Георгиевича Коржевского.

 

 

4

Ее родители купили дом в 1969 году у местных жителей Кононировых   и  до 2004 года на лето приезжали в эти места. Их манила природа и воздух, который помогал отцу писать картины.  У Бориса Георгиевича одна из тем его работ названа «Волжские просторы» и посвящена этим местам.

5

В 1999 году по инициативе Коржевских на месте церкви Преображения Господня была поставлена часовенка.  От Юлии Борисовны мы узнали, что престольный праздник на Куксе  – Никола Чудотворца и Преображения Господня. Местные деревенские имеют интересный говор. Так, например, говорили  «повадно», «кажет». Добраться до деревни ранее было нельзя, дорог не было.  И с поезда их встречал  бригадир Горячев на лошади. А старая дорога проходила по берегу реки и шла к храму.

6

Мария Владимировна Шевченко, рассказала о том, что ее семья купила дом в Васюсино в 1962 году. Когда они приехали, от церкви оставался фундамент и полы. Рядом стоял пожарный  сарай, где  был гонг. Хоронили при церкви до 1953 года. Мама, Марии Владимировны,  купила дом в Чигирево и они, когда приезжали, помогали местным жителям убирать лен. Муж Марии  Владимировны – академик генетики Владимир Андреевич Шевченко, чернобылец работал вместе с Е.П. Велиховым над устранением последствий Чернобыльской, аварии, умер 10 лет назад.

7

Жители из деревни Доскино рассказали нам об истории своей деревни. Берет она начало с  середины 19 века. Приехали в это место четыре семьи с приисков из Сибири. Стали корчевать деревья и строить дома. К концу 19 века здесь было уже 12 домов. Крашеновы, Стараловы  – основные фамилии этой деревни.  Владельцами их дома была Евдокия Сергеевна Крашенова и ее первый муж, который был  унтер-офицером. С ними жила батрачка Фекла Сергеевна. Семья имела большое хозяйство:  2 коровы,  овец, кур. Евдокия Сергеевна Крашенова была замужем два раза. Первый муж погиб во время Гражданской войны, а  второй муж,  и старший сын – во время Второй мировой войны. Жители назвали нам старые названия местных лесов: Круглица,  Понарешник, Дитрий осинник, погорелище, Лапшино,  Минино. В лесах есть места, где водит и можно заблудиться. У местных сохранилась красивая традиция, прежде чем в лес войти, нужно с лесом поздороваться. Дороги проселочные были хорошие, они соединяли   деревни Доскино, Носово и Копылово. Мимо деревни проходил большак (старая дорога).  В конце ручья Митинки много родников. Местные жители занимались ремеслами: пряли, заготавливали шерсть, ткали.

8

Местный житель Красавцев Владимир, рассказал нам о том, что около деревни Копылово протекает река Митинка. Показал место, где находилась старое имение Барское. Вспомнил название местного леса – Батовка. Он вспомнил, что по большаку проходила старая дорога до Углича и еще двадцать лет назад проезжая по ней можно было увидеть остатки дома и пруд около дороги.

9

В деревне Носово мы познакомились с Татьяной Григорьевной Румянцевой, которая приехала в эти места в 1968 году. Она вспомнила о том, что тогда в деревне было четырнадцать домов. Не было ни света, ни дороги, ни магазина.  В  ближайшем магазине в деревне Чигирево продавалась только соль. Жили с керосиновыми лампами, который тоже покупали в Чигирево.  Свет был подан только в 1972 году.  По железной дороге раз в сутки ходил поезд с четырьмя переполненными  вагонами, довоенных времен. Сидели в вагонах даже на вторых полках. Очень многие ездили на крышах вагонов. «В поездах ездили, как московская интеллигенция в ковбойках, кедах с рюкзаками, так и калязинцы в нарядных платьях, туфлях и золотых сережках». Станция была в Чигирево, и оттуда приходилось возить на тачке через лес все продукты или идти через лес по «двум досочкам». В 50-е годы, во времена Хрущева, ввели налог на каждый корень, каждый кустарник. И люди  стали вырубать деревья, кустарники, чтобы не платить налог. В то время в деревни работали за палочки, и молодежи пришлось уезжать на стройки в Москву, в Питер и другие большие города. В деревне сейчас 46 домов, называется она Старое Носово. С 90-х годов построили Носово 1 и Носово 2. Еще Татьяна Григорьевна рассказала нам о том, что в школу ходили в Васюсино до 4 класса, а затем в Калязин. В деревне был интересный  самобытный говор, в ней все окали. Говорили не Татьяна, а «Тотьяна», не Андрей, а «Ондрей».  Деревню Васюсино называли «Васисино». Мицеево – «Мицево». Около Мицеево была деревня Жернаково, а сейчас залив около Мицеево на этом месте называется Жормовским. В деревни всех называли по имени отчеству Кузьма Кузьмич, Иван Алексеевич. Купаться в 70-е годы мужчины ходили в кальсонах. Если приезжали в деревню к кому то гости, то встречали всей деревней. По Волге на лодке  нельзя было разгоняться. Если быстро плывешь, то со дна поднимались бревна, на которые можно было наткнуться. И сегодня в центре деревни стоит  белокаменная часовенка. Существует три версии, почему она была построена: первая версия -связанна со службой в армии, в то время служба в армии составляла 25 лет. Когда нужно было идти в  царскую армию молодым парням этой деревни, то они собирались вместе на сход, и тянули жребий, кто пойдет, кто останется, тогда один из них сказал, что если он не вытянет жребий, то на свои деньги поставит часовенку, что и случилось; другая версия -связанна с географическим  расположением этой деревни, сторожилы говорили, что по деревни проходил путь на Углич, а деревня находилась в километре от Волги, только с поднятием водохранилища вода подошла близко к берегу, когда  люди шли в Углич молиться и чтобы «перекрестить лоб» по дороге ставились маленькие часовенки; третья версия – когда везли в Москву убитого царевича Дмитрия, то в том месте, где гроб останавливался, ставились часовенки.

В 1968 году, когда приехала Татьяна Григорьевна,  часовенка  из  старинного красного кирпича была  в плохом состоянии. Кукушкин Геннадий Михайлович, который родом из этой деревни на свои деньги в 1971 году отремонтировал её, сделал купол и покрасил в белый цвет. Сейчас его сыновья  следят за часовенкой.

10

В этой же деревне нас ждало интересное знакомство с увлеченным, творческим человеком – Людмилой Васильевной Невзгодиной. Кандидат биологических наук в области космической радиобиологии, автор нескольких книг по рукоделию, художница и просто обаятельный человек – Людмила Васильевна рассказала нам о том, что в 1965 году приехала  сюда из Москвы и купила дом. В деревни не было света, не было заборов, по деревни свободно ходили лошади, быки, коровы. Всех коров звали «Дочками», но каждая корова знала свою хозяйку. Практически все ругались матом. Людмила Васильевна вспоминает один случай. Однажды ее маленький сын сидел на лавочке, а рядом проходила баба Дуся, соседка, и ругалась матом на мужа, на корову и на все остальное. Увидев маленького мальчика, она сказала: «Дима, прости, что я так говорю!». На, что ребенок ответил: «Ничего, я ведь французский не знаю». С 1966-го года дачникам было предписано заготовить  по пять тон сена и помогать выдергивать лен, пропалывать капусту, которая была посажена около Васюсино. В деревне занимались ремеслами: пряли, заготавливали шерсть, ткали. Посреди деревни стоял пожарный сарай. И во время жаркого лета все, и местные, и дачники по ночам дежурили. Там, где сейчас расположен Жормовский лес, рыли канавы и закапывали картошку на зиму. За прошедшие сорок лет очень изменился природа. Раньше им приходилось ходить за черникой за три километра, в Глазковский лес, так, как рядом она не росла, а сейчас все около деревни. Много малины было около Доскино. Деревья нельзя было рубить, на дрова собирали хворост и иголки. А в лесу было очень чисто, можно было ходить босиком. Рядом протекал ручей Васисинский.

11

Кукушкина Людмила Михайловна рассказала нам  о своем прадеде, который был священником на Куксе и построил часовенку в Васюсине. Она вспомнила, что церковь на Куксе разбирали во время войны. А в Васюсине церковь разбирали в пятидесятые годы. Первая школа, которая стояла при входе в деревню Васюсино сгорела. На фронт из деревни ушло 15 человек, вернулось пятеро. В годы войны вдоль деревни были вырыты окопы и в домах стояли солдаты. Детей отдавали в детский сад, а матери работали на полях. Она рассказала, что тетрадей не было. Самым лучшим давали писать в чистых тетрадях, а кто учился похуже, писали уже между строк. Чернила делали из шишек.

12

Экспедиция закончилась, мы получили много новой информации, а самое главное мы еще раз почувствовали, что мы вместе, что мы Отряд. В организации работы этой экспедиции нам помогал управляющий лесной зоны «Олений бор» Александр Вячеславович Шурыгин и весь наш отряд выражает ему огромную благодарность! А так же за постоянную поддержку и понимание мы благодарим руководителя центра “Живица” В.В. Грошева.

Путник III категории Дмитрий Колбасин

Всего комментариев: 2 Комментировать

  1. Вячеслав /

    Молодцы, не оскудеет земля наша людьми деятельными!))

  2. Алексей /

    Молодцы. Уважение Вам.
    Еще бы экологическое направление добавить. Видели наверное как загажены берега наших рек, окраины лесов. А уж то что творится вдоль дорог и в деревнях… Просто ужас. И леса вырубаются нещадно. Многовековые, сосновые леса. При поддержке администрации района может быть какие-то вопросы и можно было бы решить. Если конечно она в этом заинтересована.

Оставить ответ