2 073

«По пути воинства княжеского»

1

15.10.15 г. отряд «Путник» собрался в музее на очередной семинар. В этот раз к  нам на семинар пришел С.Н. Круглов, один из руководителей проекта «Под княжеским Стягом».

2

Он рассказал Путникам об этом проекте и о событиях семнадцатого века. О походе князя Михаила Скопина-Шуйского. От Сергея Николаевича поступило предложение совершить однодневную экспедицию на территорию соседнего с нами Кашинского района, т.к. именно там еще можно напрямую соприкоснуться с живой историей того времени, в отличии от Калязинской земли, которая в результате реконструкции 30-40-х годов двадцатого века потеряла большую часть своих исторических территорий. Сергей Николаевич сказал нам, что и сегодня в  Кашинском районе можно увидеть следы старого Бежецкого тракта, по которому двигалось воинство князя.

3

Мы связались с нашими коллегами из Кашина – обществом изучения истории Кашинского края (С.Б. Шляпниковой, Т.М. Голубевой). Татьяна Михайловна Голубева дала нам контакты председателя  Давыдовского сельского поселения Уварова Николая Александровича, который вызвался быть нашим проводником по территории Кашинского района. Идею посмотреть Бежецкий тракт поддержали наши калязинские общественные организации – клуб Ермак,  клуб Улитки, клуб «Скопа». Когда организационные вопросы были решены, мы назначили срок проведения экспедиции  -17 октября. От клуба Ермак к нам присоединились три внедорожника, один внедорожник от клуба Улитки и машина от клуба «Скопа».

4

Ровно в 7.00. 17 октября мы выехали из Калязина. В начале девятого утра мы встретились в Кашине с Татьяной Михайловной Голубевой – председателем общества изучения Кашинского края. Получив от нее напутствие и сфотографировавшись, мы двинулись к своей цели.

5

Нашей задачей было пройти вдоль берегов реки Яхрома, мимо населенных пунктов Лобково, Салтыково, Шевелево, Кожино, Ванчугово. По данным наших коллег из Кашина между Кожино и Ванчугово и проходил старый Бежецкий тракт. По предварительной договоренности в Лобково мы должны были встретиться с Николаем Александровичем  Уваровым.

6

Не далеко от Лобково, на берегу р. Яхрома мы выбрали место под базу и распределили группы по маршрутам.  Уже на базе мы узнали, что наш проводник заболел и пробираться к старому тракту группам археологов придется самостоятельно. Но это не испугало участников экспедиции. И внедорожники смело ринулись на поиски старой дороги.

7

На базе осталась работать группа хозяйственников, которым предстояло раскинуть лагерь и развести костер.

8

Были распределены две группы социологов. Задачей одних было исследование объектов Салтыково, Пустынька. Вместе с руководителем  клуба «Скопа» при храме Вознесения Господня С. В. Мужичковским, на машине, группа с фотоаппаратами и диктофонами отправилась на объекты.  Вторая группа пешком отправилась в деревню Лобково.

9

Группе археологов удалось добраться до Кожино, но до Ванчугово группа не доехала. По стечению обстоятельств у Ванчугово была развернута охота на лося и отряд был вынужден повернуть назад, хотя малую часть старой дороги увидеть все-ж удалось.

В селе Кожино мы исследовали руины Христорождественской церкви (1747 года освящения). Около церкви находится кладбище. На нем захоронены известные дворяне Головины.

10

Мы знали, что из этого рода была супруга князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского – Александра Васильевна Головина. Места здесь очень красивые!

11

Вотчина дворян Дурново село Салтыково расположена на левом берегу реки Яхрома стала следующим объектом группы археологов.

12

Каменная Богородицерождественская церковь строилась, как усадебный храм-усыпальница в 1791-1797 годах на средства братьев Сергея и Николая Дурново.

13

По центру храма расположена мраморная надгробная плита с текстом: “Здесь покоится прах Генерал-Майора Кавалера Ивана Николаевича Дурново Родился 20 Января 1782 Года Скончался 1 Июля 1850 Года”.

14

Первая группа социологов, отправившаяся в Пустыньку, исследовала  эту территорию.

15

Правда, не обошлось без серьезных испытаний. Машина, на которой группа выехала на объект, была легковой с низкой посадкой, а дороги к деревням были, мягко говоря, «плохие». Сергей Владимирович Мужичковский отправив группу работать, решил самостоятельно «прорваться»  через тернии. Но… не удалось, машина завязла в топкой земле и часа три мы искали его среди проселочных дорог, т.к. мобильная связь не работала. Вопреки трудностям, мы нашли и спасли своего товарища!

16

Вторая группа социологов в деревни Лобково все-таки смогла встретиться с Уваровым Николаем Александровичем. Наколов спину «диклофенаком»  наш проводник поднялся и на русском внедорожнике спас руководителя клуба «Скопа»!

17

Мы долго общались с Николаем Александровичем, записали его рассказ на диктофон. От него мы услышали  рассказ о названии реки Яхрома – на финоугорском наречии Яхр Ома – означает «Озерная Река». В этих же краях сохранились и другие финоугорские названия, например деревня Ластома («Луг при реке», «Луг в долине реки»). Яхрома вытекает из озера Скорбеж. Местные здесь поговаривают, что именно на дне Скорбеж под многометровым слоем ила покоится легендарный Китеж-Град.

18

Он рассказал нам про дворян Головиных, которые были очень интеллигентными, многие из их рода входили в правительство. Они приезжали в свое имение из Петербурга, в котором проводили основную часть времени. В каждый приезд хозяйка Головина обходила крестьянские семьи и дарила крестьянкам платки, справлялась – как они живут, как дети, как здоровье. Крестьяне о Головиных отзывались очень хорошо. Барский дом Головиных располагался в самой деревне и был построен из камня и кирпича. Это белое двухэтажное строение с каменным подвалом было полностью уничтожено большевиками. Его обломки – кирпич и камни были использованы для укрепления дорог, строительства сельской пекарни и Кожинской школы. Кирпича было так много, что подвал разбирали вплоть до 1950 года. Интересен тот факт, что кирпич, из которого строились сельские капитальные постройки создавался в самом Кожино из кожинской глины. Вплотную к деревне располагался кирпичный завод. Посередине деревни находится барский пруд в форме кольца, в центре которого располагался остров. На нем когда-то стояли каменные статуи, чтобы радовать глаз гуляющей барской семьи. Попасть на остров можно было при помощи моста. Барская семья плавала по пруду на лодках.  Впоследствии при советской власти барский пруд был в двух местах засыпан землей, чтобы на островок могли заезжать машины. Там построили дом, ныне принадлежащий жителям Кожино. Раньше в барском пруду водилась рыба. Но была уничтожена сливом воды насыщенной минералами из водонапорной башни, построенной в деревне при советской власти для организации водопровода. Проект стал грандиозной ошибкой. По всему селу были обустроены колонки с водой, к некоторым домам был подведен водопровод. Но скважина, которую пробурили возле водонапорной башни для водозабора, оказалась непригодной – из неё текла вода с запахом серы, составом напоминающая Кашинскую минеральную. Было принято решение слить воду из водонапорной башни в барский пруд. После этого, вся рыба в пруду всплыла кверху брюхом. И сейчас в Кожино много прудов, но когда-то их было еще больше.

19

А еще Николай Александрович рассказал нам потрясающий рассказ о местном «Робин Гуде» двадцатых годов, явление которого подтверждается архивными документами того времени. Был в этих местах в 18-19-х годах активный комсомолец Сергей Баруздин. Не все в новой жизни ему нравилось, и в один момент решил он для себя, что с красными ему не по пути. Собрал своих единомышленников и два года держал советскую власть в страхе. Туда, где советы приходили и раскулачивали середняков и кулаков, он возвращался. Налетал отрядом с товарищами и заново, все отобранное, прежним хозяевам возвращал. Предали «героя». Поймала его новая власть. Был Сергей расстрелян…  А мы слушали рассказ и жалели, что не можем снять хорошее кино…

20

День пролетел, как мгновение.

21

Возвращаясь мы не смогли проехать мимо того места, где принял постриг наш святой – преподобный Макарий Калязинский. По благословление игуменьи Варвары и трудами сестер Клобуковского монастыря нам открыли Алексеевску церковь, где воссоздана келья отца Макария. Мы приложились к святым мощам, иконам и отправились в путь, домой.

22

Экспедиция состоялась трудами и не равнодушием наших друзей  и коллег. Это бессменный руководитель археологов отряда « Путник» Андрей Николаевич Зубанов (г.Талдом). Руководители групп археологов Н. Прокофьев и Е. Решетняк. Участник нашего проекта 2012 года из Запрудни (Московская обл.) М. Николаев. Наши новые коллеги и друзья – руководитель проекта «Под княжеским стягом» (С. Круглов), клуб внедорожников «Ермак» (С. Козин, Р. Исаков, В. Старшинов с сыном Данилой), клуб внедорожников «Улитки» (С. Плигин), клуб «Скопа» (С. Мужичковский). Так же вместе с путниками в этой экспедиции принимали участие «княжата» из г. Калязина («Под княжеским стягом»). Отряд «Путник» выражает благодарность всем участникам экспедиции! До новых встреч!

Руководитель проекта “По пути времени…”, С.В. Мокрова

 

Только один комментарий Комментировать

  1. тамара /

    Какая замечательная экспедиция! Была приятно удивлена,что кто-то еще интересуется историей этих мест,а главное-молодежь, что вдвойне приятно.А Николаю Александровичу Уварову – респект и уважуха!

Оставить ответ